Архивы
Партнеры

Броненосец «Первенец». Часть 3

pervenets-big
Первые бронированные корабли появились тогда, когда Наполеон Ш , испугавшись разрушительной мощи новых русских пушек, приказал в сентябре 1854 года посторить 5 бронированных плавучих батарей. Это были броненосцы береговой охраны — совершенно невиданной до того времени тип боевого корабля. Однако полезность таких плавучих громад была очень ситуативна. Для быстрых и решительных действий они совершенно не подходили. При встречном ветре их тащило назад и приходилось прибегать к буксировке или вставать на якорь. Для актуальных задач морского флота требовался другой корабль, по скорости мало уступающий парусникам того времени.


Такой броненосец взялся построить Де Лом. Он решил не основываться на старом опыте. Его детище «Ла Глуар», спущенный на воду в 1859 году, был сильнейшим кораблем того времени. Он нес 30 орудий 162 мм калибра, 120 мм брони, закрывавщей как надводный, так и часть подводного борта, 2500 л.с. в паровой машине и 12-13 узлов скорости. Но не смотря на внушительные характеристики, этот «лев среди овец» был все таким же деревянным линейным кораблем, только обшитим металлическими листами. Такие корабли получили название панцирных, чтобы не путать с настоящими броненосцами, истоком которых был английский «Уорриор». Он был крупнее и быстроходнее «Ла Глуар» и имел большую огневую мощь. Его броня, правда, не закрывала весь корпус, оставляя уязвимым рулевую машину. Зато строители включили в конструкцию водонепроницаемые отсеки и цельножелезный корпус. К слову сказать, английское адмиралтейство отказывалось строить железные корабли по причине сильной коррозии корпуса.

Но вернемся к броне. Отличительной особенностью всех броненосцев того времени было то, что толщина брони оставалась приблизительно одинаковой — 100-120 мм. Это стало вызовом артиллеристам, и уже в 1865 году появились 228-мм пушки, пробивавшие с дистанции 1км 254 мм брони. Тогда изменилась и конфигурация самих броненосцев. Главный строитель английского флота Эдвард Рид предложил идею казематных броненосцев. Суть была в высоком борте, в парусах, как в дополнении к паровой машине, в броневом поясе вдоль ватерлинии и в каземате — броневом коробе, в котором заключались тяжелые орудия. На верхней палубе также могли быть установлены легкие орудия, но уже без прикрытия. Для ведения огня вдоль диаметральной плоскости каземат делался выступающим за пределы борта.

Литература: Статья Г.Смирнова из журнала “Моделист-Конструктор” № 9 за 1971 г. Теперь доступно почитать статью в оригинале, для этого требуется ее лишь бесплатно скачать.

  1. Сообщите о нерабочей ссылке
 

Поделиться:

Оставить Ответ