Архивы
Партнеры

Легендарная «Коммуна»

image.php_21

В начале XX века ведущие флоты мира начали строить подводные лодки. Сначала изготавливались единичные экземпляры, затем они стали строиться серийно. Субмарины неплохо проявили себя во время русско-японской войны и считались перспективным видом оружия. При удачном стечении обстоятельств их жертвой мог стать даже эскадренный броненосец. Но конструкция субмарин отличалась несовершенством, а экипажи — неопытностью. Это приводило к большому количеству аварий и катастроф. Часть из них закончилась трагически. Для отечественного флота в этот период строились несколько серий подводных лодок как на российских, так и на зарубежных верфях. Для их обслуживания, да и просто на крайний случай, решили заказать спасательное судно. Оно являлось первым в истории Российского императорского флота, предназначавшимся для спасения и подъёма подводных лодок. Было решено построить судно-катамаран, которое одновременно могло использоваться и как спасатель, и как плавбаза. Оно должно было сочетать в себе передовую конструкцию, новейшие системы и оборудование, хорошо оснащённые рабочие и жилые помещения для экипажа спасателя и подлодок и — большое количество различных запасов для обеспечения субмарин. За основу для проектирования новейшего вспомогательного судна флота Балтийского моря взяли германское спасательное судно Vulkan, но его проект переработали и значительно улучшили. Постройку спасательного судна официально включили в «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1912 — 1916 годы». На воплощение катамарана в металле из казны выделили кредит в размере 1 млн 600 тыс. рублей. МГШ составил спецификацию и технические условия: длина — 96 м, ширина -18 м, осадка — 3,7 м. Размер «прорези» между корпусами 68×8 м. В качестве главных двигателей предусматривались два реверсивных четы¬рёхцилиндровых дизеля с мощностью, которые обеспечивали бы скорость 10 уз при 240 об/мин. Спасательное судно требовалось оборудовать системами и средствами для подъёма с глубины 50 м лодки водоизмещением 800 т. В конкурсе в апреле 1911 г. приняли участие четыре завода (Невский, Путиловский, Металлический и «Ланге и сын»), которые представили свои варианты судна. Победу по итогам конкурса одержал проект Общества Путиловских заводов, но и в нём нашли восемь недостатков. 30 декабря 1911 г. оно получило из отдела общих дел ГУК наряд № 3559 на постройку судна. Для консультаций и помощи по реализации достаточно сложного проекта заключили контракт с фирмой «Ховальдсверке», которая строила немецкий прототип. 5 мая 1912 г. с Обществом Путиловских заводов подписали контракт на постройку спасательного судна-катамарана стоимостью 1 595 000 рублей. Со стороны заказчика подпись поставил генерал-майор Сергеев, со стороны исполнителя — генерал- майор Г.Ф. Шлезингер. По данному контракту предусматривалась выплата восьми платежей:

  • 600 000 рублей — аванс при заключении контракта;
  • 100 000 рублей — при постановке стальной обшивки судна;
  • 100 000 рублей — при условии, что главные механизмы собраны будут в мастерской и опробованы;
  • 150 000 рублей — выплачиваемая сумма после спуска на воду; 150 000 рублей — при условии, когда главные механизмы будут погружены на борт и опробованы на швартовых;
  • 295 000 рублей — выплачиваемая сумма после завершения официальных испытаний и приёмки в казну;
  • 100 000 рублей — сумма после сдачи всей документации;
  • 100 000 рублей — сумма после 12 месяцев гарантии.

Срок предъявления катамарана к выборочным испытаниям — 1 марта 1914 г. К официальным испытаниям его планировалось предъявить к открытию навигации на Неве (май 1914 г.). Срок сдачи «в казну» определялся «в течение 2 месяцев со дня заявления об окончании постройки». Отдельно оговаривалось, что в стоимость контракта не входят: беспроволочный телеграф, мореходные, навигационные и астрономические приборы, водолазное оборудование и прожекторы.

Полная версия журнала бесплатно с Depositfiles.com — скачать

  1. Сообщите о нерабочей ссылке
 

Поделиться:

Оставить Ответ