Архивы
Партнеры
Не знаешь что заказать? Пицца мистер кэт отзывы помогут определиться с выбором! Переходи!

Противолодочный корабль «Азов»

azov_04

В 1971 — 1979 гг. для нужд ВМФ СССР на судостроительном заводе им. 61 коммунара (г. Николаев) по проекту Северного ПКБ построили серию из семи больших противолодочных кораблей пр. 1134Б типа «Николаев». При этом четвёртый корабль серии, БПК «Азов», отличался от остальных и достраивался по модифицированному пр. 1134БФ.

Это обстоятельство в значительной степени предопределило дальнейшую историю корабля, которому большую часть своей службы пришлось провести на полигонах в пределах Чёрного моря, обеспечивая испытания новой техники и вооружения. На свою первую боевую службу в Средиземное море он вышел только в конце 1980-х гг.

Появление в составе ВМФ СССР новых кораблей ПЛО-ПВО (БПК) пр. 1134Б диктовалось растущей угрозой подводного нападения и необходимостью защиты океанских направлений. Перед ВМФ СССР стояла стратегическая задача предотвращения возможных ракетно-ядерных ударов ВМС США и НАТО по терри-тории страны. Для этого требовалось организовать своевременное обнаружение подводных ракетоносцев потенциального противника, слежение за ними силами ВМФ СССР и готовность директору ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», Е.А. Борисову — директору КП «Исследовательско-проектный центр кораблестроения», С.В. Кривко — главному конструктору проекта (г. Николаев), а также Ю.Н. Романову (Санкт-Петербург), Ю.В. Васильченко, Н.Н. Солнцеву, В.В. Костриченко (г. Севастополь), А.Ф. Киосеву (г. Бердянск), А.И. Хоменко (г. Киев), А.С. Гончарову, В.В. Сосновскому, А.Н. Одайнику (г. Одесса) и С.В. Зернову (г. Херсон). cтроить «беркуты» с газотурбинными ГЭУ. С одной стороны, ССЗ им. 61 коммунара имел опыт постройки серии БПК пр. 61 с газотурбинными ГЭУ, с другой — в этом же городе располагался крупнейший и единственный в СССР производитель морских газотурбинных установок, Южный Турбинный завод (ЮТЗ) «Заря», а также их разработчик, СПБ «Машпроект».

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25 октября 1965 г. № 855-3310 предусматривались «проектирование и строительство кораблей ПЛО-ПВО (БПК) с усиленным составом противолодочного и зенитного вооружения (проект 1134Б, шифр «Беркут-Б»), предназначенных для действий в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удалённых районах океана, а также действий в составе тактических групп оперативных эскадр ВМФ для придания им боевой устойчивости; обеспечения противолодочной, противовоздушной и противокатерной обороны своих подводных лодок при развёртывании их в океане и возвращении в базу; охранения судов и кораблей на переходе морем от атак подводных лодок, авиации и лёгких сил противника».

Основные элементы будущего корабля для разработки технического проекта 1134Б были утверждены Мин к уничтожению цели в случае начала боевых действий. В совокупности изложенные действия сил ВМФ СССР в мирное время получили название боевой службы, длившейся в Мировом океане с 1970 до 1991 г.

Наиболее важными элементами советской системы слежения надлежало стать новым боевым кораблям проекта 1134, к созданию которых приступили 10 августа 1964 г. по решению Правительства СССР о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения для дальнейшего наращивания сил ПЛО. По разным кораблестроительным программам планировалось построить в общей сложности 32 БПК проекта 1134 (шифр «Беркут»), создание которых осуществлялось в развитие БПК проекта 61. Постройка «беркутов» велась первоначально на ленинградском судостроительном заводе имени А.А. Жданова (ныне — Северная верфь), но в дальнейшем к реализации программы решили привлечь и судостроительный завод им. 61 коммунара (г. Николаев).

К началу 1970-х гг. здесь завершалось строительство большой серии БПК проекта 61 и освобождались производственные мощности. При этом, в отличии от кораблей ленинградской постройки проектов 1134 и 1134А с паротурбинными ГЭУ, в Николаеве по объективным причинам было решено судпромом и ВМФ в апреле 1966 г. в соответствии с эскизным проектом 61 А. Разработка технического проекта 1134Б осуществлялась Северным ПКБ (г. Ленинград) на основании совместного решения МСП и ВМФ № С-13/80С от 11 июня 1966 г. (главный конструктор до завершения разработки техпроекта — В.Ф. Аникиев, после завершения — А.К. Перьков, главный наблюдающий от ВМФ — капитан 2-го ранга О.Т. Сафронов, затем — М.А. Янчевский). В феврале 1971 г. по решению ГК ВМФ главным наблюдающим по пр. 1134Б назначили инженер-капитана 2-го ранга А.Ф. Никольского.

Проект разрабатывался на базе пр. 1134А, но по новым нормативам и правилам проектирования боевых надводных кораблей. Сохранив принятый для пр. 1134А состав средств ПЛО и гидроакустики, новый корабль получил более мощные средства ПВО за счёт дополнительной установки двух ЗРК самообороны “Оса-М” и замены 57-мм артустановок АК-725 на 76-мм АК-726. ГЭУ корабля пр. 1134Б суммарной мощностью 92 ООО л.с. принималась в составе двух многомашинных газотурбинных агрегатов с маршевыми двигателями для обеспечения повышенной экономичности при малых загрузках.

Вследствие внедрения газотурбинной установки с развитыми газоходами увеличились главные размерения корабля пр. 1134Б. Это, в свою очередь, позволило разместить на борту дополнительное вооружение и средства обнаружения — поэтому, будучи формальным преемником 1134А, БПК пр. 1134Б представлял собой совершенно новый корабль. Доля средств вооружения и защиты в стандартном водоизмещении на нём увеличилась с 17,8% до 19,4%, а увеличение количества ракетного боезапаса и переход на конвейерную систему хранения и подачи ЗУР позволили увеличить объёмы погребов примерно на 40%.

Завершённый техпроект 1134Б впервые представили на рассмотрение и утверждение МСП 30 сентября 1966 г. По результатам высказанных при рассмотрении замечаний проектант предусмотрел размещение на корабле буксируемой ГАС «Вега» и 30-мм АУ А-213 в дополнение к указанным в ТТЗ средствам.

В соответствии с принятой в то время практикой, основные ТТХ корабля были рассмотрены и одобрены ЦК КПСС и СМ СССР. Правда, в связи с необходимостью доработки техпроекта, сроки его готовности вновь пересмотрели и перенесли, а окончательное утверждение состоялось только 27 ноября 1967 г.

Полная версия журнала бесплатно с Depositfiles.com — скачать

  1. Сообщите о нерабочей ссылке
 

Поделиться:

Оставить Ответ